IMG_0025

Первый национальный горнопромышленный форум

27 ноября 2014 года

 

ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ И ДИСКУССИЯ №1

«Повышение конкурентоспособности и перспективы развития минерально-сырьевого комплекса России»

Влияние инвестиционного климата на процессы модернизации и развития предприятий горнопромышленных комплексов регионов

В.А. Язев

Президент НП «Горнопромышленники России»,
Первый заместитель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии

 

Уважаемые коллеги!

В результате политических и экономических преобразований в конце прошлого столетия Россия успешно включилась в мировое рыночное хозяйство, опираясь на свое главное преимущество – богатейшую минерально-сырьевую ресурсную базу. Это позволило быстро подтянуть уровень валового внутреннего продукта, обеспечить решение социальных проблем, укрепить финансовую систему, направить инвестиции в инфраструктуру и оборону. Но в итоге сегодня российский экспорт на 85 процентов представлен топливно-энергетическими товарами, металлами, драгоценными камнями. При такой структуре нашей экономики темпы ее роста принудительно синхронизируются динамикой мирового потребления минерально-сырьевых ресурсов и ценами на них. Оба эти параметра для нас сегодня не являются благоприятными, и в перспективе риски на этих рынках, их волатильность, подверженность манипуляциям будут только усиливаться.

По данным ВТО рост мирового экспорта энергетических ресурсов и продукции горнодобывающей промышленности практически стал нулевым, а Евросоюз даже показал снижение на 4%. Мировой экспорт стали сократился на 6%, цветных металлов – на 5%. Вместе с падением цен на нефть произошло снижение цен на сжиженный природный газ, с начала года существенно упала цена на уголь (колумбийский, австралийский, южноафриканский).

В Евросоюзе (по данным Евростата) за девять месяцев текущего года торговля сырьевыми и энергетическими товарами опустилась соответственно на 6 и 9 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экспорт из стран Евросоюза в Россию сократился на 12%, импорт Евросоюзом российской продукции — на 8%.

К сожалению, российский внутренний рынок сегодня не является ни демпфером неблагоприятных тенденций в мировой экономике и внешней торговле, ни драйвером инновационного роста отечественной промышленности. В то же время за последние 10 лет себестоимость добычи российской нефти увеличилась более, чем в 3,5 раза.

Очевидно в такой ситуации и в условиях небывалой международной напряженности, отягощенной экономическими санкциями в отношении России, возможности привлечения инвестиций в нашу горнодобывающую промышленность сокращаются, а связанные с ними риски возрастают.

Каким должен быть ответ на этот весьма непростой вызов?

В сентябре этого года Всемирный Банк выпустил очередной доклад по России, в котором констатировал, что геополитическая напряженность и связанные с этим санкции оказывают все большее воздействие на финансовый сектор, что приводит к сокращению депозитной базы банков и ограничивает доступ к кредитам. При этом со времени кризиса 2008 года сохраняется существенный ненефтяной дефицит российского бюджета: 14% в 2009 году и 10% в 2013 году. Введенные санкции ограничили доступ к международным источникам финансирования и повысили стоимость заимствований для домохозяйств и предприятий. Ухудшились условия рефинансирования краткосрочной задолженности. Высокая волатильность валютного рынка также способствовала падению инвестиционной активности и оттоку капитала. Небольшой импульс экономика получила от импортозамещения, но в целом уровень предпринимательской и потребительской уверенности продолжил снижение.

Инвестиции в основной капитал сократились на 7% по сравнению со снижением на 0,5% за аналогичный период годом ранее. По данным Минэкономразвития России снижение инвестиций в основной капитал составило за восемь месяцев текущего года 2,4% (вероятно, с учетом снижения курса рубля по отношению к доллару).

Есть проблемы и с качеством инвестиций. Согласно докладу, 89% накопленного объема российских прямых иностранных инвестиций в производство базовых металлов и металлопродукции поступает из территорий с льготным режимом налогообложения (Кипр, Бермудские острова, зона Карибского бассейна). Почти половина прямых иностранных инвестиций, поступающих в сектор услуг и строительную отрасль, относятся к категории оффшорных. Доля их особенно высока в сфере финансового посредничества и в секторе недвижимости. Что касается внешних российских инвестиций, то более, чем на 80% — это инвестиции в дочерние компании в оффшорных зонах.

Всемирный Банк в своем докладе рекомендует России не диверсификацию внешней торговли, а диверсификацию «национальных активов», иными словами дополнение имеющегося портфеля высококачественными нематериальными активами в виде государственных и общественных институтов, отвечающих за управление волатильными источниками доходов, оказание качественных социальных услуг и справедливое регулирование деятельности предприятий. Иными словами, рекомендовал повысить качество государственного управления.

К рекомендациям Всемирного Банка для России мы давно привыкли относиться с осторожностью, но отмечу, что и в отношении Евросоюза в последнем докладе ОЭСР, также основанного на данных Всемирного Банка, говорится что катастрофическое сокращение инвестиционного процесса в Евросоюзе есть следствие структурного кризиса, а не циклического.

В настоящее время как входящие, так и исходящие инвестиции Евросоюза, находятся на уровне примерно 20% от докризисных. В Европе раскручивается процесс, когда снижение конкурентоспособности порождает сокращение инвестиций, а сокращение инвестиций, в свою очередь, приводит к снижению конкурентоспособности. К тому же политические трения между Евросоюзом и Россией, экономики которых связаны друг с другом, а львиная доля всех прямых иностранных инвестиций в российскую экономику всегда приходилась на Евросоюз, тянут на дно инвестиционные процессы. Конкурентов это устраивает, но нас устраивать не может.

Что рекомендуют Евросоюзу для оживления инвестиционного процесса? Главное — развитие единого рынка Евросоюза. Но очевидно, если рынки Европейского и Евразийского союзов будут связаны дружественным интерфейсом, то эффект от обмена ресурсами и технологиями между ними будет еще более позитивным и мультипликативным. Другие рекомендации Евросоюзу, как то, ослаблять регулирование рынков, сокращать субсидии, развивать инновации и человеческий капитал, также можно адресовать и российской экономике.

Из-за событий на Украине политический кризис наносит драматический урон экономикам России и Евросоюза, в то время как экономики Северной Америки и ряда стран Азиатско-Тихоокеанского региона демонстрируют устойчивый рост. О необходимости развития сотрудничества в инновационно-сырьевой сфере мы, кстати, будем говорить с нашими партнерами из Германии на заседании оргкомитетов Российско-Германского Сырьевого Форума, где я являюсь сопроедседателем с российской стороны. Заседание состоится в Санкт-Петербурге 1-го декабря.

Да, мы согласны с рекомендацией Всемирного Банка сделать государство более эффективным инструментом для привлечения инвестиций. Но, возможно, мы не одинаково понимаем смысл этой рекомендации. Наш исторический опыт, в том числе и последних лет, показывает, государство эффективно, если оно настойчиво и жестко обеспечивает внешнюю и внутреннюю безопасность.  С другой стороны, эффективное государство является дружественным по отношению к бизнесу, к созданию условий для развития личности, укреплению традиционных культурных ценностей.

В России сделано немало для улучшения прозрачности государственного регулирования рынков, прозрачности бизнес-процессов, для сокращения оттока капитала и создания благоприятных условий инвесторам. Принимаются меры к деоффшоризации экономики. Но для привлечения долгосрочных прямых инвестиций в горнодобывающую промышленность необходима стройная система юридически значимых документов государственного стратегического планирования, которые должны содержать ясные стратегические цели и обязательства государства.  Подчеркну, не только и не столько в отношении сырьевых секторов, сколько в отношении секторов промышленных и потребительских. Если обеспечить высокие темпы роста в этих секторах экономики, то не будет стагнации спроса на сырьевые ресурсы, не будет недостатка в прямых инвестициях. Системное стратегическое планирование и качественное управление достижением стратегических целей должны создавать прочный и упругий каркас, как у современного небоскреба, позволяющий осуществлять смелые социально-экономические эксперименты и при этом успешно противостоять политическим землетрясениям и бурям.

В связи с этим я в очередной раз хочу обратить внимание на те возможности для ускорения социально-экономического развития, которые предоставляет федеральный закон «О стратегическом планировании», принятый летом этого года. Эти возможности должны быть полностью реализованы, причем в кратчайшие сроки.

Действительность пока отличается от желаемых результатов. Пример: в июне текущего года Счетная Палата сообщила результаты экспертизы проектов государственных программ, на основании которых, строго говоря, должен формироваться федеральный бюджет.  И отметила следующие недостатки:

  • несоответствие целей госпрограмм целям государственной политики, которые установлены в документах стратегического планирования;
  • цели многих госпрограмм либо неконкретны, либо вовсе отсутствуют;
  • часто достижение цели программы не обеспечивается ни одной из задач, или задача не направлена на достижение ни одной из целей;
  • в финансировании программ значительную часть составляют средства юридических лиц и иные внебюджетные источники;
  • недостаточно финансирование мероприятий госпрограммы из средств федерального бюджета, что вызывает недоверие компаний к этому инструменту развития[1].

Вывод: государственные программы нуждаются в улучшении на основе базовых документов государственного стратегического прогнозирования, программирования и планирования. Поэтому горнопромышленникам необходимо тщательно проанализировать программы, содержащие задачи и мероприятия по развитию горнодобывающих секторов с учетом снижения себестоимости добычи и первичной переработки.

Сейчас формируется перечень документов государственного стратегического планирования. Убежден, мы должны подготовить по своей части предложения к формированию стройной системы государственного стратегического и операционного планирования с участием ведущих горнодобывающих предприятий и крупнейших потребителей минерально-сырьевой продукции. Стратегия развития горнопромышленного комплекса должна обеспечивать потребности инновационного развития, а также надежного снабжения собственными стратегическими материалами. При этом, должны быть выработаны предложения по улучшению системного взаимодействия с органами государственной власти и совершенствованию их структуры, с учетом формирования экономических институтов Евразийского экономического союза.

Без решения этих концептуальных проблем, ограничиваясь, пусть и необходимыми, но лишь точечными мерами регулирования и стимулирования горнопромышленной отрасли, невозможно обеспечить необходимые темпы и устойчивость социально-экономического развития нашей страны, достаточный объем качественных инвестиций в горнодобывающие отрасли.

Надеюсь, в выступлениях участников форума мы услышим немало предложений по этому поводу и обязательно используем их для формирования общего пакета предложений.

Спасибо за внимание!

 

[1] Государственная программа «Воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов» в качестве одного из стратегических приоритетов признаёт вовлечение в освоение трудноизвлекаемых запасов нефти, но конкретных мероприятий по реализации этого приоритета в программе нет.

Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» не содержит задач для машиностроения горнодобывающей отрасли. Но, очевидно, от себестоимости добычи и первичной переработки полезных ископаемых будет зависеть конкурентоспособность промышленной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Государственные программы финансового блока не содержат задач по обеспечению модернизации горнодобывающей отрасли эффективными финансовыми инструментами.

Государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики» содержит мероприятия по модернизации предприятий топливно-энергетического комплекса, но ни бюджетные средства, ни помощь другими активами на неё не предусмотрены.

Энергетическая стратегия России на период до 2035 года существенно перерабатывается. Генеральные схемы развития газовой отрасли и нефтяной отрасли, разработанные ранее, не соответствуют задача, которые должны решаться. Программа развития горной промышленности России до 2030 года не является государственной, утверждена Правительством РФ в июне текущего года, то есть до утверждения нового варианта Энергетической стратегии.

Подпрограмма «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» не содержит мероприятий, направленных на ликвидацию технологического отставания от Японии, США в области получения материалов с особыми свойствами на основе редкоземельных металлов. Кстати, когда США планировали восстановление своей редкоземельной индустрии, патентная защищенность технологий была признана самой трудной задачей.

adminМероприятияВалерий Язев,Горнопромышленники России,форум
Первый национальный горнопромышленный форум 27 ноября 2014 года   ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ И ДИСКУССИЯ №1 «Повышение конкурентоспособности и перспективы развития минерально-сырьевого комплекса России» Влияние инвестиционного климата на процессы модернизации и развития предприятий горнопромышленных комплексов регионов В.А. Язев Президент НП «Горнопромышленники России», Первый заместитель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии   Уважаемые коллеги! В результате политических и экономических преобразований...